«Душевное влечение» проявляется в нескольких аспектах:
1. Спонтанная активность. Ребенок делает что-то без просьб, не ради оценки, апотому, что не может не делать. Это может быть: создание узоров из природных материалов, наблюдение за насекомыми, сочинение песен, объяснение другим правил игры.
Переходя от спонтанности к концентрации, заметим следующее.
2. Погружение в деятельность. Ребенок «выпадает» из реальности, полностью сосредоточившись на том, что ему интересно. Это не рассеянность, а глубокое погружение, связанное с внутренними потребностями.
И там, где есть погружение, возникает эта реакция.
3. Защитная реакция. «Я сам!», «Не убирай это!», «Это мое!». Ревностное отношение ребенка к своим занятиям – не каприз, а стремление оберегать свой внутренний мир.
4. Цикличность. Ребенок снова и снова возвращается к одним и тем же играм, рисункам, конструкциям. Это не «повтор», а внутренняя «калибровка», настройка на собственную волну.