История покорения перевала
До 1989 года жители Чулышманской долины добирались до «большой земли» по воде или верхом на лошадях. В 1987 году, благодаря инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А. Санаа, началось строительство автоспуска.
В октябре 1989 года по новому перевалу прошла первая колонна автомобилей, доставив в поселок Балыкча песок, дрова и стройматериалы.
В 2011 году началось проектирование нового, более безопасного перевала, а в 2017 году на вершине установили памятный знак строителям Кату-Ярыка.
Название перевала происходит от алтайских слов «кату» – «твердый» и
«ярык» – «расщелина, теснина, ущелье».
Кату-Ярык действительно представляет собой крутой спуск в долину, окружённый горными массивами. Этот перевал, расположенный на высоте 1200 метров над уровнем моря, имеет длину 3,9 километра и перепад высот 530 метров.
Уклон дороги составляет в среднем 10° (18%), а на отдельных участках достигает 35° (70%).
Девять крутых поворотов и грунтово-каменистое покрытие делают спуск настоящим испытанием даже для автомобилей с полным приводом.
Смотровые площадки на вершине перевала открывают захватывающие виды на Чулышманскую долину и окружающие горы.