«Ребёнок не манипулятор. Тело и психика запоминают, что помогает справиться.»

Истерика, болезнь, изоляция: детские стратегии в трудностях
Ребёнку бывает тяжело. Он не справляется с эмоциями, перегружается, сталкивается с внутренним конфликтом. Ищет выход: через тело, поведение. Срабатывающий способ становится сценарием: «Так я добьюсь своего/от меня отстанут/мне станет легче». Формируются стратегии избегания.
Развитие и воспитание эмоционального интеллекта помогают ребёнку находить здоровые способы справляться с трудностями.
Какие стратегии?
- Истерика. Громкий крик, агрессия – вспышка, сбивающая контроль с родителей. Ребёнок учится: «Так я добьюсь своего».
- Болезнь. Недомогание – способ сбежать от давления. Мультики, внимание, «особая еда» делают болезнь безопасным убежищем.
- Изоляция. Ребёнок «уходит», молчит. Взрослый ищет, зовёт, уговаривает. Ребёнок усваивает: «Так я стану значимым».
Что происходит, если сценарии поддержать?
- Ребёнок не учится справляться, а учится обходить
- Ждёт кризиса, чтобы получить: внимание, свободу, решение
- Сценарий закрепляется, повторяется во взрослой жизни: болезнь – уход от конфликта, вспышка – способ получить власть, изоляция – путь вернуть любовь

Что делать?
1. Ломать логику сценария. Спокойно. Конкретно. Последовательно.
- Истерика? Не давайте желаемого: «Я не разговариваю, пока ты кричишь. Подожду спокойного разговора.»
- Изоляция? Не бегите за ним: «Ты можешь быть один. Я не зову, когда уходишь без слов. Скажешь – я рядом.»
- Болезнь? Не превращайте в праздник: «Сейчас время лечиться. Удовольствия – после выздоровления.
2. Делать стратегии неэффективными. С уважением к ребёнку: «Этот путь не сработает. Есть другие – найдём их вместе.» Как помочь ребёнку найти альтернативу? Предложите варианты движения и физической активности для снятия напряжения.
3. Предложить альтернативу позже. После истерики, выхода из изоляции, выздоровления: «Давай подумаем, что можно делать, когда тебе плохо – по-другому.», «Я помогу, если ты попросишь словами.» Физическое развитие и физкультура учат ребёнка направлять энергию в конструктивное русло.

Почему это важно?
Тело, психика связывают: «Боль → выгода». Не разрушив связку, человек будет избегать прямого действия, искать зрителя, болеть в ответ на давление. Цель – не «послушный ребёнок», а человек с опорой внутри себя. Развитие и воспитание – это формирование внутренней опоры.

Задайте себе эти вопросы:
- Где вы реагируете быстрее, чем надо?
- В каких ситуациях ребёнок «играет по сценарию»?
- Готовы ли выдержать паузу, если он «уйдёт»?
- Какие взрослые способы вы можете предложить вместо сценария?
Движение – естественный способ снять напряжение и выразить эмоции.
Мы регулярно публикуем статьи на нашем сайте. Здесь много интересного. Вам могут понравиться:
Секрет раскрытия детских талантов

Отдых на Алтае 2025 для всей семьи
Где выгодно и с комфортом отдохнуть на Алтае? Рассказываем как спланировать отпуск в Белокурихе Алтайского края.

Здоровье – это не отсутствие болезни
Здоровье ребенка – это не отсутствие температуры, а блеск в глазах, энергия в движениях и гармония внутри. Узнайте, как распознать скрытые сигналы нездоровья и помочь малышу раскрыть свой потенциал живости и устойчивости.

Дети и здоровая еда: секреты успеха
Отдых на Алтае с детьми – отличная возможность сформировать у ребенка здоровые пищевые привычки. Узнайте, как сделать так, чтобы ребенок ел овощи и фрукты с удовольствием, и как выбрать идеальный санаторий для семейного отдыха. Полезные советы и рекомендации ждут вас!